Оценка школьной мотивации учащихся на основе анализа рисунков
Мотивация ребенка играет решающую роль в успехе его учебной деятельности. Если у ребенка есть мотивация хорошо учиться в школе и прилагать максимум усилий, он будет активно отбирать и запоминать необходимую информацию. Когда мотивация к обучению снижается, снижается и успеваемость в школе.


Для оценки уровня школьной мотивации у детей младшего школьного возраста используются такие методики, как схема анализа планов детей по школьным темам и краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и процессу обучения.
Предусмотрена система оценок, чтобы различать детей в зависимости от их академических устремлений. При этом планы и ответы на вопросы оцениваются по 30-балльной шкале, и полученные результаты можно сравнивать между собой. С помощью этой методики можно быстро выявить детей из группы риска, среди которых много учащихся с негативным отношением к школе и школьной дезадаптацией. Эта методология также используется для изучения эффективности процесса преподавания и обучения в классе, при выборе оптимальных условий обучения, при определении готовности ребенка к школе и при оценке динамики школьной адаптации (дезадаптации).
1. план оценки детских проектов.
Мы рассматриваем детские рисунки как своего рода интервью, данное субъекту графическими средствами. Характерной особенностью этого интервью является его проективный характер. Другими словами, нередко на картинках изображены эмоциональные переживания детей, которые они не до конца осознают или не хотят говорить о них.
(См. Л.Н. Бачерикова, 1979; Г.Т. Хоментауская, 1985, 1986; Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина, 1991).
Исследование эмоционально-личностных характеристик на основе детских рисунков было проведено А.М. Шубертом в 1928 году. Полученный материал (более 10 000 рисунков) показал, что оригинальность рисунков определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка — его интеллектом, зрительной памятью, накоплением знаний (что лишь частично отражается в содержании и точности планов), сколько его аффективной и эмоциональной сферой — тоном настроения, интересами, деятельностью и т.д.
Например, было обнаружено, что очень подвижные дети часто рисуют предметы в движении. Активные, похожие на фреску детские рисунки отличаются большим размером и более яркими цветами. Очень эмоциональные или импульсивные дети рисуют схематичные, широкие линии, твердые, охватывающие все области или заполняющие все пробелы. AM. (Шуберт, 1928, 1929).


При анализе планов оценивались следующие показатели
- Соответствие конкретной теме.
- Объект (то, что изображено).
- Размеры и отдельные детали плана.
- Цветовые комбинации.
- Динамика изображения.
- Точность конструкции.
- Полнота плана.
Пример плана для оценки плана ребенка по теме «Моя любимая часть школы».
1. расхождения в теме предполагают следующее
- Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, рисунки и т.д. Это указывает на незрелость мотивов.
- Детское отрицание. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьных предметах, рисуя на том, что он лучше знает и любит рисовать. Такое поведение характерно для ребенка, который чрезмерно требователен и с трудом адаптируется к четким требованиям школы. б) Непонимание и недопонимание поставленной задачи. Эти дети ничего не рисуют или рисуют другие наброски, не связанные с конкретной темой. Чаще всего характерен для детей с задержкой психического развития.
Если дизайн не соответствует конкретной теме, в процессе количественной оценки присваивается 0 баллов.
2. если рисунок не соответствует определенной теме, это говорит о положительном отношении к школе, учитывая тему рисунка, т.е. то, что на нем изображено.
- Учебная ситуация — учитель с указкой, ученик за партой, доска с письменными заданиями и т.д. Это говорит о том, что ребенок высоко мотивирован, активен в школе и когнитивно мотивирован (30 баллов).
- Неакадемический контекст — дети положительно относятся к школе, например, к школьным зданиям, ученикам на перемене, ученикам с сумками, но больше внимания уделяется внешним признакам школы (20 баллов).
- Игровые ситуации — качели во дворе школы, игровая комната, игрушки, другие предметы в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике). Характеристика детей, которые демонстрируют положительное отношение к школе, но мотивированы в основном игрой (оценка 10).
В некоторых случаях фотография ребенка может быть использована не только для определения уровня его мотивации к обучению и отношения к школе, но и для выявления тех аспектов школьной жизни, которые являются для него наиболее привлекательными.
Например, ученики с психомоторным торможением, повышенной двигательной активностью, переигрывающие футбольный матч на уроке физкультуры или дерущиеся с детьми на перемене — все это может перевернуть класс с ног на голову. Чувствительные и эмоциональные дети неизменно включают декоративные элементы (например, орнаменты, цветы, детали интерьера класса), когда хорошо рисуют учебные ситуации.

